Как человек, имеющий близкие отношения с модой, не могу не отметить прекрасную лекцию Николая Ускова о «смерти моды», благополучно состоявшуюся сегодня в одном из бутиков Москвы. Николай привел в пример неоспоримые факты. Последние картинки, по одежде людей на которых можно четко определить эпоху, были в 80–90-е годы. Когда плечи, лосины и начесы безошибочно характеризовали время. Современной же картинки нет. Бесконечное количество стилей, повторение пройденных эпох, наличие огромного количества линий у каждого бренда для разной аудитории; использование голых тел в рекламных кампаниях как подтверждение теории, что одежда не имеет больше значения. Добавлю, что это совершенно естественный процесс развития рыночной экономики. Рыночная экономика, зародившаяся в 70-е годы, не могла не привести к современной картине: обширнейший спектр предложений всех стилей и направлений. Оттого последняя картинка массовой моды была в 80-е.
Взяв курс на удовлетворение потребностей, свободный рынок не может выпускать одинаковые вещи, так как конкуренция пораждает индивидуализацию и персонализацию клиента. От перенасыщения рынка возникает и эпатаж — привлечение внимания шокирующим образом, как правило, с помощью голых тел, тенденцию к которому отметил Николай Усков. Появляется такое количество предложений на рынке, что кажется — мода умерла. Новые тренды, как минимализм, грандж, адрогинность, деконструктивизм и т. д., меркнут на фоне ускорения моды в виде смены коллекций, преколлекций, круизных и капсульных линий фактически каждый месяц. Складывается ощущение, что феномена моды уже не существует. Классическое определение моды звучит так: мода — это временное превосходство определенного стиля в жизни человека. Главным словом в этом определении является «временное». Мода ускорилась так, что можно говорить о моде на месяц, на неделю и моде на один день. Новые направления потерялись и на общем фоне индивидуализации.
вечернее платьена день святого валентина распродажа одна дама наденет с туфлями на шпильке, а другая — с грубыми ботинками. Все индивидуально. Даже мировые бренды следуют этому тренду. Всем известный Burberry предлагает собрать индивидуальный тренч: подобрать пуговицы, рукава и подкладку из предложенных вариантов, они же вводят персональные монограммы на пончо. Модная индустрия стремится удовлетворить потребность индивидуальности. Это и есть современная мода. Тут лишь философский подход к вопросу: все = ничего? Если мода разбилась на мелкие кусочки стилей и направлений, значит, ее не существует? Или же, наоборот, ее так много, что в каждом отдельном направлении своя мода? От общего к частному или от частного к общему? Ирина Хакамада, интереснейшая женщина, напомнила аудитории слова Карла Маркса, предсказывающего наступление времени, когда каждый человек будет сам себе художник и модельер, заказывая составляющие части, будет собирать собственную вещь по индивидуальному вкусу. И очевидно, Карл знал, о чем говорил.